Автор: педагог дополнительного образования высшей категории Жуков Виктор Фёдорович.

 

Цель программы:

 

Развить исследовательские, инженерные и проектные компетенции через   конструирование и изготовление научно-технических объектов в авиамоделизме.

 

Направленность дополнительной образовательной программы  предусматривает изучение теоретических знаний и практические занятия по авиамоделизму.

 

 

 

Рабочая программа

 

объединения

 

«Начальное авиамоделирование»

 

 

Возрастной диапазон:  9-12 лет

 

Продолжительность обучения: 2 года 

 

Общее количество часов: 

 

1 год – 144 часа (4 часа в неделю)

 

2 год – 216 часов (6 часов в неделю)

 

 

Актуальность

 

   Авиамоделизм – первая ступень овладения авиационной техникой. Этому виду спорта отдают свободное время школьники и студенты, рабочие и инженеры – люди разных возрастов и профессий. Нередко детское увлечение определяет весь жизненный путь человека, в частности выбор профессии. Стремление добиться высоких результатов заставляет авиамоделиста изучать специальную литературу, сопоставлять и размышлять, приучаясь к систематической работе над собой, над своим самообразованием.

 

   Занимаясь в авиамодельном объединении, ребята знакомятся с большим объемом теоретических сведений, с различными материалами и инструментами, приобретают полезные в жизни практические навыки. При изготовлении моделей учащиеся сталкиваются с решением вопросов аэродинамики и прочности, у них вырабатывается инженерный подход к решению встречающихся проблем. Занятие авиамоделированием позволяет решить проблему занятости детей, прививает и развивает такие черты характера, как терпение, аккуратность, выносливость, сила воли, совершенствование авиамоделей требует от обучающихся оптимизации их творческих способностей.

 

 

 


Содержание занятий

 на первом годе обучения.

 

  1. Вводное занятие. Постройка авиационных моделей — начальный путь к овладению авиационной техникой.           Ознакомление с планом и порядком работы объединения. Организационные вопросы. Техника безопасности. 

     2. Классификация моделей. Стендовые и летающие модели. Деление моделей по характеру полёта. Определение            модели по внешним признакам.

 

3. Основы теории полета. Воздух и его основные свойства.  Подъёмная сила и её возникновение. Что такое устойчивость полета и как она обеспечивается.  Центр тяжести. Центровка самолёта и модели.

 

     4.  Простейшие летающие модели. Основные части самолета и модели: фюзеляж, крыло, киль, рули высоты и поворота, элероны. Технология изготовления простейших бумажных моделей. Изготовление бумажных

           летающих моделей.                                 

 

5. Подготовка к соревнованиям.  Положение о соревнованиях. Правила  соревнований с бумажными моделями. Регулировка моделей и тренировочные запуски.

 

6.   Участие в соревнованиях. 

 

7.  Бумажные летающие  модели с деталями из дерева.  Конструкция и технология изготовления моделей.

     Изготовление летающих моделей. Техника запуска моделей. Регулировка моделей.

 

8.    Метательный планер с картонным крылом.   Конструкция модели и технология её изготовления.Знакомство с

     инструментом, материалом и технологической оснасткой для изготовления модели. Изготовление моделей.

     Регулировка и запуски моделей.

 

9.   Метательный планер с пенопластовым крылом. Конструкция модели и технология её изготовления. 

     Знакомство с инструментом,материалом и технологической оснасткой для изготовления модели. Изготовление

     моделей. Регулировка и запуски моделей.

 

10. Модель метательного планера  HLG-450.  Конструкция модели и технология её изготовления. Знакомство 

      с инструментом материалом и технологической оснасткой для изготовления модели.Изготовление  моделей.

      Регулировка и тренировочные  запуски моделей.

 

      11. Подготовка к соревнованиям. Положение о соревнованиях. Правила соревнований с метательными моделями.        Подготовка моделей  к  соревнованиям.

           

      12. Участие в соревнованиях.

 

   13. Итоговое занятие.   Подведение итогов работы объединения за год. Перспективы работы в следующем

         учебном годе. Рекомендации по самостоятельной работе в период летних каникул.

 

 

 

Содержание занятий

 на втором годе обучения.

 

  1. Вводное занятие. Основные этапы развития авиамоделизма. Ознакомление с планом и порядком работы объединения. Организационные вопросы. Техника безопасности.  
  2. Спортивная классификация моделей. Классы и категории моделей. Понятие о технических требованиях к моделям.  Определение модели по внешним признакам и техническим данным. 
  3. Аэродинамика полёта моделей. Понятие о физических свойствах воздуха. Подъемная сила крыла. Форма крыла и его профиль. Аэродинамические схемы моделей. Основные параметры моделей и их соотношение.
  4. Модели планеров категории F-1-H. Просмотр чертежей моделей. Понятие о конструкции и технологии изготовления модели. Материалы, применяемые в конструкции модели. Механизация, применяемая на модели. Выполнение рабочих чертежей модели. Изготовление шаблонов. Изготовление деталей модели. Сборка  модели. Обтяжка и отделка модели. Предварительная  балансировка модели и юстировка модели.
  5. Стартовое оборудование планериста. Виды стартового оборудования. Стартовый ящик планериста  и его комплектация. Изготовление катушек для лееров. Изготовление лееров. Изготовление ящика (стартового).
  6. Кордовые модели самолетов.  Классы и назначения кордовых моделей. Приемы управления полетом кордовой модели. Силы действующие на модель в полете на корде. Технические требования к кордовым моделям. Выполнение рабочих чертежей учебных кордовых моделей. Подготовка материалов. Изготовление  шаблонов, деталей. Сборка моделей. Обтяжка и отделка модели. Предварительная  балансировка модели и юстировка модели.
  7. Авиамодельные двигатели внутреннего сгорания.  Типы авиамодельных двигателей. Классификация двигателей внутреннего сгорания. Конструкция топливных баков. Топливные смеси. ТБ при составлении смеси. Освоение навыков запуска и регулировки компрессионных Д.В.С. Изготовление топливных баков. Составление топлива для компрессионных Д.В.С.
  8. Стартовое оборудование кордовика. Стартовый  ящик  кордовика  и  его  комплектация. Изготовление катушек для корд и ручек управления. Изготовление корд . Изготовление ящика (стартового).
  9. Воздушные винты. Параметры воздушного винта. Технология изготовления  деревянных и стеклопластиковых винтов. Изготовление винтов из древесины.    
  10. Правила проведения соревнований.  Классификация соревнований. Обязанности спортсмена. Правила проведения стартов. Нарушение правил и аннулирование  результата. Определение победителей. 
  11. Основы метеорологии. Основы метеорологии. Состав и строение атмосферы. Влияние погоды и времени года на состояние атмосферы. Ветер – что это такое?  Восходящие и нисходящие потоки. Определение состояния атмосферы. Определение скорости ветра по внешним признакам.
  12. Подготовка к соревнованиям. Методика проведения тренировок. Т.Б. при проведении тренировок.Тренировки, приближенные к условиям соревнований.
  13. Участие в соревнованиях. 
  14. Итоговое занятие.  Подведение итогов работы объединения за год. Перспективы работы в новом учебном году. Рекомендации по самостоятельной работе в период  летних каникул.

 

 

 

 

 

Рабочая программа

 

объединения

 

«Спортивное авиамоделирование»

 

 

Возрастной диапазон: 1 ступень: 11 – 14 лет

 

                                         2 ступень: 13 – 18 лет

 

Продолжительность обучения: 6 лет

 

Общее количество часов по годам обучения:

 

1 ступень –  2 года (216 часов в год, 6 часов в неделю)

 

2 ступень –  4 года (324 часа в год,  9 часов в неделю)

 

 

Актуальность

 

   Спортивный авиамоделизм – первая ступень овладения авиационной техникой. Этому виду спорта отдают свободное время школьники и студенты, рабочие и инженеры – люди разных возрастов и профессий. Нередко детское увлечение определяет весь жизненный путь человека, в частности выбор профессии. Стремление добиться высоких результатов заставляет авиамоделиста изучать специальную литературу, сопоставлять и размышлять, приучаясь к систематической работе над собой, над своим самообразованием.

 

   Занимаясь в авиамодельном объединении, ребята знакомятся с большим объемом теоретических сведений, с различными материалами и инструментами, приобретают полезные в жизни практические навыки. При изготовлении моделей учащиеся сталкиваются с решением вопросов аэродинамики и прочности, у них вырабатывается инженерный подход к решению встречающихся проблем. Занятие авиамоделированием позволяет решить проблему занятости детей, прививает и развивает такие черты характера, как терпение, аккуратность, выносливость, сила воли, совершенствование авиамоделей требует от обучающихся оптимизации их творческих способностей.

 

   Создание системы последовательного обучения авиационно-спортивному моделизму школьников в разных возрастных группах на протяжении шести лет - это прогрессивная форма обучения. Только через спортивные игры можно привить ребёнку любовь к техническим видам спорта, а  далее  к возможному выбору профессии, так как в раннем возрасте дети более ярко проявляют свои желания стать космонавтом, летчиком, моряком, а также через игры, способствующие погружению в мир техники, раскрывающие способности ребёнка, которые развиваются на всем протяжении обучения.

 

   Данная программа рассчитана на все возрастные группы.

 


 

 

 

 

 

Содержание занятий

 

на первой ступени обучения.

 

1.      Вводное занятие

 

   Основные этапы развития авиамоделизма в России. Цель, задачи, содержание занятий. Техника безопасности на занятиях.

 

   Практическая работа: освоение безопасных приемов работы при выполнении слесарных и столярных работ.

 

2.      Спортивная классификация

 

   Не чемпионатные классы моделей. Понятие о технических требованиях к моделям. Правила проведения соревнований. Условия присвоения спортивных разрядов.

 

   Практическая работа: определение класса моделей по внешнему виду и техническим данным.

 

3.      Аэродинамика  полёта модели

 

   Понятие о физических свойствах воздуха. Подъемная сила крыла. Форма крыла и его профиль. Аэродинамические схемы моделей. Основные параметры моделей и их соотношение. Виды полета.

 

   Практическая работа: определение схемы модели и формы крыла по чертежам. Измерение линейных размеров модели.

 

4.      Выбор и проектирование модели, рассчитанной на возраст 10-14 лет.

 

   Просмотр чертежей моделей. Понятие о конструкции и технологии изготовления моделей. Материалы, применяемые в авиамоделировании. Механизация, применяемая на модели. Способы управления моделями. Приемы регулировки моделей. Приемы обтяжки и отделки моделей. Выбор модели и методика расчета параметров с учетом технических требований к модели.

 

   Практическая работа: расчет параметров модели. Выполнение эскизов моделей.

 

5.      Работа над моделью

 

   Выбор профиля крыла, стабилизатора. Подбор материалов, используемых в конструкции модели.

 

   Практическая работа: выполнение рабочих чертежей. Подбор материалов, используемых в конструкции модели. Изготовление шаблонов. Изготовление деталей модели. Сборка модели. Обтяжка и отделка модели. Балансировка модели, предварительная юстировка модели. Тренировочные запуски модели.

 

6.      Воздушные винты

 

   Параметры воздушного винта. Теоретический расчет винта. Технология изготовления стеклопластиковых винтов.

 

   Практическая работа: изготовление винтов из древесины. Изготовление стеклопластиковых винтов.

 

7.      Стартовое оборудование

 

   Виды стартового оборудования по классам моделей. Стартовый ящик моделиста и его комплектация. Ящик для транспортировки моделей.

 

   Практическая работа: изготовление катушек для корд и лееров. Изготовление ручек управления. Изготовление корд, лееров. Изготовление ящика (стартового). Изготовление ящика для транспортировки моделей.

 

 

 

8.      Авиамодельные двигатели.

 

   Типы авиамодельных двигателей. Классификация двигателей внутреннего сгорания. Конструкция топливных баков. Топливные смеси. ТБ при составлении смеси. Резиновый двигатель и его обслуживание.

 

   Практическая работа: изготовление резиновых двигателей. Формовка резиновых двигателей. Освоение навыков запуска и регулировки компрессионных Д.В.С. изготовление топливных баков. Составление топлива для компрессионных  Д.В.С.

 

         9.Основы метеорологии. 

 

   Состав и  строение воздушной атмосферы. Влияние погоды и времени года на состояние атмосферы. Ветер – что это такое? Восходящие и нисходящие потоки.

 

   Практическая работа: определение состояния атмосферы. Определение скорости ветра по внешним признакам.

 

10. Правила проведения соревнований

 

   Классификация соревнований. Положение о соревнованиях. Обязанности спортсмена. Правила проведения стартов. Нарушение правил и аннулирование результата. Определение победителей.

 

   Практическая работа: помощь в проведении соревнований в качестве младших судий.

 

11. Физическая и психологическая подготовка спортсмена.

 

   Методика и тактика подготовки спортсмена к соревнованию. Способы и методы снятия нервного напряжения перед стартом.

 

   Практическая работа: физические упражнения  на выносливость. Бег на длинные дистанции (до 1500 м). Отработка методов снятия нервного напряжения (аутотренинг).

 

12. Тренировка и участие в соревнованиях

 

   Методика проведения тренировок. ТБ при проведении тренировок. Практическая подготовка к участию в соревнованиях.

 

   Практическая работа: тренировки, приближенные к условиям соревнований. Участие в соревнованиях.

 

 

 

Содержание занятий

 

на второй ступени обучения.

 

         1.  Вводное занятие

 

   Новости авиамоделирования. Цель и задачи объединения на учебный год. График планируемых соревнований: сроки и место проведения. Вопросы ТБ на занятиях объединения.

 

2.  Спортивная классификация

 

   Чемпионатные классы моделей. Технические требования к моделям. Изменение и дополнения к Правилам соревнований. Условия повышения спортивных разрядов.

 

   Практическая работа: определение классов и категории моделей по внешнему виду и техническим данным.

 

3.  Аэродинамика и летающая модель

 

   Силы, действующие на летающую модель. Профиль крыла и зависимость подъемной силы крыла от его формы. Удлинение крыла. Соотношение площадей крыла и стабилизатора. Несущая площадь, вес и нагрузка модели. Влияние качества поверхности крыла на аэродинамическое качество.

 

   Практическая работа: теоретический расчет модели. Методика профиля крыла и его расчет.

 

4.   Выбор и проектирование модели чемпионатного класса.

 

  Обзор конструкций и схем моделей. Современные материалы и технологии, применяемые в авиамоделировании. Механизация и автоматизация, применяемая на моделях. Конструкции систем управления. Методика юстировки моделей. Влияние круток крыла на характер полета. Методика проектирования моделей.

 

  Практическая работа: расчет параметров модели. Выполнение эскизов модели.

 

5.  Работа над моделью

 

  Выбор и расчет профиля крыла и стабилизатора.  Подбор материалов, используемых в конструкции модели.

 

  Практическая работа: выполнение рабочих чертежей модели. Заготовка материалов, применяемых при изготовлении моделей. Изготовление шаблонов. Изготовление деталей модели. Сборка модели. Обтяжка модели. Отделка и покраска модели. Юстировка модели. Испытание и регулировка модели.

 

6.  Стартовое оборудование моделиста.

 

  Стартовое оборудование для моделей чемпионатного класса. Стартовый ящик и его комплектация. Ящик для транспортировки моделей.

 

  Практическая работа: модернизация и изготовление нового стартового оборудования. Изготовление стартового ящика. Изготовление ящика для транспортировки моделей чемпионатного класса.

 

7.  Авиамодельные двигатели.

 

  Типы и конструкции авиамодельных двигателей. Материалы, применяемые в конструкции двигателей. Методика форсирования двигателей. Оборудование для запуска двигателей.

 

  Практическая работа: форсирование двигателей. Изготовление оборудования для запуска двигателя. Обкатка двигателя.

 

8.  Воздушные винты.

 

  Параметры воздушного винта. Теоретический расчет винта. Технология изготовления стеклопластиковых винтов.

 

  Практическая работа: изготовление матриц и стеклопластиковых винтов.

 

9.  Метеорология в авиамоделизме.

 

  Строение и состав атмосферы. Воздушные течения. Влияние состояния атмосферы на запуск двигателя и полет модели.

 

  Практическая работа: определение скорости ветра по внешним признакам. Определение восходящих потоков по приметам. Определение благоприятных условий для успешного запуска моделей.

 

10.  Правила соревнований и методика ведения спортивной борьбы.

 

  Изменения и дополнения в Правилах соревнований. Положения о соревнованиях. Выбор момента старта в соревнованиях свободнолетающих моделей. Психологическая подготовка к соревнованиям.

 

  Практическая работа: работа в качестве младших судей при проведении соревнования.

 

11.  Физическая и психологическая подготовка спортсмена.

 

  Методика и тактика подготовки спортсмена к соревнованиям. Психологическая подготовка к старту.

 

  Практическая работа: физические упражнения на выносливость, быстроту реакции, координацию движений. Бег на длинные дистанции. Отработка приемов снятия нервного напряжения перед стартом.

 

12   Тренировки и участие в соревнованиях.

 

  Методика проведения тренировок. Техника безопасности при проведении тренировок. Техническая и тактическая подготовка к участию в соревнованиях.

 

  Практическая работа: тренировки, приближенные к условиям соревнований. Участие в соревнованиях.