Авиамоделизм

— вид технического творчества, средством которого является:

  1. Создание нелетающих масштабных моделей реальных летательных аппаратов (Стендовый авиамоделизм).
  2. Создание и пилотирование как свободнолетающих, так и дистанционно управляемых летательных аппаратов (Летающие модели).

   Авиамодели представляют все виды летательных аппаратов. Модели, которые строят авиамоделисты и профессиональные макетчики, можно разделить на два основных вида: летающие и нелетающие (музейные модели, макеты).

   Постройка летающих моделей и соревнования с ними — увлекательный технический вид спорта, широко распространенный во всем мире.

   Совершенствованию мастерства авиамоделистов способствуют ежегодно проводимые соревнования летающих моделей.

   Авиамодельный спорт — технический вид спорта, где участники соревнуются в конструировании и изготовлении моделей летательных аппаратов (планеров, самолётов, вертолётов и пр.) и в управлении ими в полётах на скорость, дальность, продолжительность полёта и на высший пилотаж. В соревнованиях принимают участие как взрослые спортсмены, так и спортсмены юниоры.

Летающие модели по характеру полёта делятся на свободнолетающие, кордовые и радиоуправляемые.


Свободнолетающие модели - категория F-1.

  Свободным называется полет, во время которого между моделью самолета и спортсменом или его помощником отсутствует всякая связь, кроме зрительной.

   При проведении соревнований по свободнолетающим моделям каждый спортсмен должен выполнить несколько зачетных полетов на продолжительность полёта.

    В каждом зачетном полете можно сделать только две попытки, при этом в зачет идет время первой попытки с продолжительностью полета 20 и более секунд (время работы двигателя таймерной модели не более 7 с), а время второй — от момента запуска до приземления (но не более 3 мин).


Свободнолетающие модели планеров - класс F-1-A

   Модель планера - модель летательного аппарата, не имеющая силовой установки, подъёмная сила которой, возникает за счёт аэродинамических сил, воздействующих на поверхности, остающиеся неподвижными в полёте, за исключением изменений кривизны или установочного угла.

   Модель осуществляет взлёт на леере длинной 50 метров (подобно «воздушному змею»). После набора высоты леер отцепляется от модели.

  Время продолжительности полёта засекается с момента отцепки леера до посадки.


Свободнолетающие резиномоторные модели – класс F-1-B

   Резиномоторная модель - модель летательного аппарата, снабженная резиновым двигателем. Подъемная сила модели образуется аэродинамическими силами, действующими на неподвижно закрепленные поверхности.

   Резиномоторная модель приводится в движение большим (диаметром 400-600 мм) пропеллером, соединенным с двигателем, состоящим из резиновых нитей, которые закручиваются перед запуском модели в сторону, противоположную вращению пропеллера. Двигатель приводит в действие винт примерно 40 секунд, затем вращение останавливается, лопасти винта складываются и модель продолжает полет в режиме планирования. На соревнованиях выполняются несколько зачётных полетов.

     Время полёта засекается с момента выпуска модели из рук и до посадки.


Свободнолетающие таймерные модели –класс F-1-С

  Таймерная модель - модель летательного аппарата, у которой тяга, необходимая для полета, создается винтомоторной установкой поршневого типа, а подъемная сила образуется аэродинамическими силами крыла и стабилизатора. Модели оснащенны двигателем внутреннего сгорания.

   Используются двигатели объемом до 2,5 см³, развивающие около тридцати тысяч оборотов в минуту со складными пластиковыми пропеллерами. Время работы двигателя ограничено несколькими (5-7) секундами. За время работы двигателя модель должна подняться как можно выше. Через заданное время таймерное устройство выключает двигатель и переводит модель в режим горизонтального полета, а еще через некоторое время принудительно сажает модель.

   Время полёта засекается с момента выпуска модели из рук и до посадки.



Кордовые модели – категория F-2.

   Кордовые модели - модели, летающие по кругу и управляемые пилотом, находящимся в центре этого круга. Пилот управляет моделью с помощью двух тонких стальных тросов прикрепленных к рукоятке управления, находящейся в руке. Другой конец тросов крепится к поводкам на модели, и специальным механизмом преобразует перемещения руки в движения руля высоты, позволяя маневрировать моделью. Пилот должен поворачиваться вслед за моделью и контролировать ее положение в воздухе. Комбинация длинны корда и скорости модели позволяют настроить модель для выполнения тех или иных маневров. При выполнении акробатических упражнений модель может находиться в любой точке границы верхней полусферы, определяемой длинной корда.


Кордовые скоростные модели - класс F-2-A.

  Модели для полета на высоких скоростях. Объем двигателя ограничен 2.5 см³. Полет происходит по кругу фиксированного радиуса - 17.69 метра, требуется пролететь с максимальной скоростью 9 (девять) кругов, что равно расстоянию в 1 км. По предыдущим правилам нужно было пролететь 10 кругов радиусом 15.92 метров, но в целях повышения безопасности полетов, правила были изменены для увеличения времени пролета одного круга. Скорости, показываемые на соревнованиях, превышают 300 км/час. Дизайн моделей крайне экзотический, у большинства моделей только одно крыло и однолопастной винт. Вес примерно 500 гр. Полеты выполняются на стандартном топливе (80% метанол, 20% касторовое масло), обороты двигателей достигают 36000 об/мин.


Кордовые пилотажные модели - класс F-2-B.

   Большие и красивые модели, выполняющие фигуры высшего пилотажа.

   Пилотом выполняется определенная программа упражнений (комплекс), а судьями выставляются баллы (от 0 до 10 с шагом 0.5) за точность исполнения маневра. Комплекс, определенный FAI, состоит их 16 упражнений, каждому упражнению соответствует свой коэффициент сложности. Все маневры выполняются в границах верхней полусферы, определяемой длинной корда.


Кордовые гоночные модели - класс F-2-C

   Модели, имитирующие групповые гонки и питстопы. Пилот и механик составляют экипаж для запуска модели, повторяющей основные очертания гоночных самолетов. Корд - длинной 15.92 метра. В круге летают одновременно три экипажа. Задача - как можно быстрее пролететь дистанцию 10 км. (100 кругов). Важное ограничение - размер топливного бака ограничен и для завершения дистанции приходится сделать 2-3 питстопа для заправки.

   Механики находятся за пределами помеченного круга и осуществляют запуск двигателя и пуск модели во время старта и во время дозаправки. Пилот останавливает двигатель, когда расчетное число кругов пройдено и сажает модель. Механик ловит бегущую по кругу модель, заправляет ее с помощью специального приспособления и снова заводит двигатель. У опытных экипажей такая остановка занимает не более трех секунд. Используются дизельные (компрессионные) двигатели.


Кордовые модели воздушного боя - класс F-2-D

   В круге, расположенном на поле, два пилота управляют моделями с привязанной к фюзеляжу бумажной лентой. Цель маневров - отрубить кусок ленты у противника и не дать противнику отрубить ленту у себя. По правилам FAI, каждый участник может иметь двух механиков и запасную модель для одного боя. После окончания боя (4 минуты) подсчитываются баллы, каждый отрез приносит участнику 100 баллов. Также считается время, проведенное в полете (1 балл за секунду) в рамках боя. Кроме того, существуют различные штрафы (вплоть до снятия с боя) за различные нарушения правил.

Несмотря на все усилия, столкновений в воздухе обычно не избежать, поэтому участники обычно приезжают на соревнования с пачкой моделей, и 2-3 двигателями к ним.